Hosted by uCoz

1. Театр

2. Молодежный театр "Ровесник"

Постановка оперы К. Монтеверди «Орфей» на сцене древнегреческого театра в Афинах.

Из коллекции В. В. Киселева

ТЕАТР (от греч. theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Др. Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Др. Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актеры — гистрионы, жонглеры, скоморохи. Первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения — итальянская народная комедия масок (комедия дель арте, 16-17 вв.). С эпохи Возрождения театр становится литературным, тяготеет к оседлому существованию в городских культурных центрах. Произведение театрального искусства — спектакль — создается на основе драматических или музыкально-сценических произведений в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его руководством совместными усилиями актеров, а также художника.

Почему театр называется театром?

Для того чтобы стать таким, каким мы его знаем сегодня, театру потребовалось много времени. Китайцы, например, поначалу во дворцах знати исполняли драматические танцы. Это были не просто кружения, приседания, порхания - набор бессмысленных красивых движений, это были танцы-рассказы, танцы-монологи, ми зрители «читали» их «тексты»... Из дворцов исполнители драматических танцев перешли в специальные помещения, которые представляли собой платформу- помост без занавеса и дополнительного освещения. Крыша этого помещения напоминала крышу настоящего дворца. Древние японцы тоже не могли жить без театральных действий. Жителям японских островов были известны два типа театральных драматических представлений. Первый назывался «Но», второй, более популярный,- «кабуки». Японские спектакли также исполнялись на сцене, а также она была под крышей, как у древних китайцев. И, естественно, напоминала крышу дворца. В древней Индии драматические представления шли на помостах, поднятых над землей, задняя их часть завешивалась драпировками. В древней Греции драма достигла нового уровня. Представления шли иной раз и по нескольку дней, зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене. Расположенной прямо на траве. К слову сказать, древние греки слыли просвещенными людьми, почти все они знали наизусть произведения Гомера и во время представления хором скандировали бессмертные строчки гениального поэта. В средние века христианская церковь порицала любые формы театральных представлений, но прошло некоторое время, и религиозная драма вошла в храмы, как полновластная хозяйка. Во время средневековых церковных служб священники разыгрывали целые сюжеты, созданные на выдержках из Библии. А во времена жизни и правления английской королевы Елизаветы I театр сделал исполинский шаг вперед, В 1576 году актер Джеймс Бёрбедж построил первое здание, в котором должны были играть актеры. Это был не помост, не амфитеатр, не дворец знатного человека, не открытая площадка под временной крышей. Джеймс Бёрбедж построил дом. И назвал его просто «театр». Внутри него была сцена. Напоминающая подмостки, на которых привыкли играть актеры старинных времен

Затем появились иные театры, в том числе и театр Уильяма Шекспира «Глобус». Так что можно смело утверждать: современный театр уходит корнями именно в эти ранние английский театры. И именно с легкой руки Джеймса Бербеджа се театры мира стали называться театрами.

Как был устроен первый театр?

Придя сегодня в театр, перед тем, как отправиться в зал, мы можем узнать, где находится наше зрительское место, изучив специальный макет или схему, обычно расположенные рядом с кассами. Партер расположен на плоскости пола зрительного зала, обычно ниже уровня сцены - здесь самые престижные, удобные места. Если буквально перевести слово «партер» с французского, то получится сочетание «по земле». ДАЛЕЕ СЛЕДУЕТ АМФИТЕАТР. Полукругом вслед за ними - ложи, ярусы, балконы. Стоя рядом с театральным макетом, легко можно отыскать и бельэтаж, и бенуары...

А как был устроен театр в стародавние времена?

Устройство первого терта имело три основные части: орхестру, зрительские места - театр в узком смысле слова - и сцену. Орхестра- это круглая площадка с алтарем посередине. Там находится хор, который сначала был главным действующим лицом во время представления хор не только пел, он еще и пританцовывал, делал мимические телодвижения. Зрительские места назывались «театрон» - «место для зрелищ, зрелища». Они охватывали в виде подковы площадку орхестры. Все театральное здание в целом стали называть театром лишь в V веке. Поначалу зрителям на представлениях было очень неудобно: им приходилось стоять по нескольку часов. Но, наконец, кто-то придумал зрителей посадить, и - о, счастье!- были построены деревянные скамьи. Театральные древнегреческие зрелища посещали великие толпы народа. Например, Афинский театр, вмещал от 14 до 17 тысяч зрителей, а в театре города Мегалополя в Аркадии спокойно располагалось около сорока тысяч. Такие же гигантские театры существовали в Сиракузах, Тавромении (Сицилия), Пергаме... Древние греки были эмоциональными зрителя. Однажды под бурно реагировавшими людьми, которые смотрели постановку пьесы великого драматурга Эсхила, обрушились деревянные подмостки. Кровь, слезы, крики боли и ужаса нарушили ход спектакля. Эта трагедия произошла около 500-496 гг. до нашей эры, и после нее места для зрителей уже сооружали не из дерева, а из камня. Греческое слово «скена» буквально означает «палатка», «шатер». Здесь нет ошибки, так как первоначально это и было самая обычная палатка. В ней находилась театральная бутафория, из нее появлялись перед зрителями на площадке орхестры первые драматурги- актеры, облачившись в театральные костюмы. Но все же палатка из ткани, видимо, была неудобна: ее трепал ветер, она часто рвалась и вообще представляла собой временное, а потому ненадежное место. Поэтому палатку со временем заменили на прочное здание - сначала деревянное, затем каменное или мраморное.

Нетрудно догадаться, что современное слово «сцена» родилось из древнего «скена». А сцена, как известно, это нечто иное, как возвышение, подмостки, на которых играют актеры.

ТЕАТР-это наша жизнь, культура. Он состоит из множества терминов, которые составляют нашу жизнь: культура, красота, изящество, артистизм. Человек должен развиваться, а театр - это прекрасное средство для развития. Говорят, что наша жизнь-это большая сцена, в огромном театре, где все люди артисты, и это правда. Каждый человек, пусть он даже не артист, играет много ролей за свою жизнь и это хорошо, ведь так человек познает самого себя и свою жизнь, а те люди, которые занимаются этим профессионально, помогают раскрыть этот талант более шире. Многие люди отдают полностью свою жизнь театру, и они становятся известными и любимыми актерами и кумирами, мы узнаем все их роли и их героев, которых они играют, ведь главное сыграть правильно, искренне, с открытым сердцем и душой и тогда у тебя все получится. Поэтому, мы должны хранить наш театр, любить и уважать, ведь это наша самая дорогая ценность, которую мы имеем.

 

СТРАНИЦА В СТАДИИ РАЗРАБОТКИ

к началу страницы